Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница

[187] Любой момент (санскр. ксана, кит. шана или няньнянь) — неизмеримо малый момент по своей мимолетности противопоставляемый вечном кальпам.

[188] Люди двух колесниц — «слушающие» (шраваки) и пратьека-будды (Будды для себя), достигшие индивидуального просветления, но не заботящиеся о спасении других людей. Обе этих категории представляют собой прошлый этап развития буддизма, в то время как сейчас наступила эпоха бодисаттв, которые прежде всего заботятся о спасении других людей.

[189] Шестьдесят два ложных взгляда — ошибочные суждения, которые уводят человека в сторону от истинного освобождения сознания. Они связаны с односторонностью оценки наиболее важных моментов существования человека и мира: вечного и умирающего, времени, жизни и смерти и т.д., когда ложным Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница образом концептуализируется одно в ущерб всем другим взглядам. Первую группу ошибок образуют односторонняя оценка через пять скандх (физическое начало, ощущение, способность к созданию образов, действование, сознание) каких либо объектов и явлений: возникновение постоянства, отсутствие постоянства, и постоянство и его отсутствие, отсутствие как постоянства, так и его отсутствия. Совокупно это образует первые двадцать «ложных взглядов». Вторые двадцать ложных взглядов образуются за счет взаимодействия пяти скандх и четырьмя утверждениями о «крайнем пределе» (санск. пранта, кит. бяньцзи): наличие предела, отсутствие предела, одновременное существование как наличия, так и отсутствия предела, одновременное отсутствие как наличия, так и отсутствия предела (О «пределе Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница» см. след. сноску). Третьи двадцать ложных взглядов образованы взаимодействием пяти скандх и оценкой «прихода и ухода» (жизни и смерти) или «прошлого и будущего» (кит. цюлай): наличие «прихода и ухода», отсутствие «прихода и ухода», наличие как прихода, так и ухода, отсутствие как прихода, так и ухода. Еще два ложных взгляда связаны с неверной оценкой физического (санск. рупа, кит. сэ) и психического (санск. нама, кит. синь) начал в человеке, когда выделяют лишь одно из этих двух начал, забывая о другом.

[190] «Два односторонних суждения и три крайних предела» (кит. «эр бянь сань бяо»). Один из основых постулатов буддийской логики. «Два односторонних суждения» (санскр Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница. Антарграхадрсти): либо о наличии, либо об отсутствии (или бытие или небытие, вечности или невечности). «Три крайних предела» (санск. пранта): либо прошлое, либо настоящее, либо будущее или внешнее, внутреннее и середина, в то время как просветленное сознание не имеет времени.

[191] Шесть корней (санск. шесть индрий, кит. лю гэнь) — шесть каналов получения информации об этом мире: глаза, уши, нос, язык, тело и мысль

[192] Цзичжоу — современный уезд Цзиань в провинции Цзянси.

[193] Ступени совершенствования (цзицзи) — во многих школах буддизма существовало множество формальных признаков, благодаря которым можно было отнести последователя Дхармы к одной из нескольких десятков или даже нескольких сот ступеней просветления или ступеней совершенствования. Чаньские патриархи Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница считали, что в реальности эти ступени не имеют никакого отношения к достижению просветления.



[194] Старший в общине (шоу чжун) — в официальной структуре монашеской сангхи такого звания не существует. Хуэйнэн делает Синсы ответственным за соблюдение ряда уложений в общине.

[195] Хуайжан с гор Цинъюэ (Цинъюэ Хуайжан, 670-762)— по одним сведениям, был прямым учеником Хуэйнэна, по другим — учился у одного из последователей Хуэйнэна и возглавлял одну из крупнейших кшол своего времени. В основном известен как учитель великого наставника Мацзу.

[196] Область Цзиньчжоу — сегодня уезд Анькан в провинции Шэньси.

[197] Государственный наставник Хуэйань «Национальный» или «государственный наставник» (го ши) — звание, присуждаемое за выдающиеся заслуги в Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница пропведи буддизма. Здесь речь идет об одном из последователей школы Пятого патриарха Хунжэня, который после смерти учителя поселился в горах Суншань, недалеко от монастыря Шаолиньсы. Современники называли его Государственный Наставник Старый Ань (Лаоань го ши).

[198] Этот пассаж является одним из ключевых в формировании традиции раннего чань-буддизма. Предсказание про «жеребенка, что будет попирать своими копытами людей Поднебесной» относиться к чаньскому наставнику Мацзу (709-788) (первый иероглиф его имени переводиться как «Лошадь»). Учителем Мацзу становиться именно Хуайжан (677-744),. Вероятно, этот отрывок не относится к первоначальному варианту сутры и появился позже, чтобы показать Мацзу продолжателем традиции Хуэйнэна через Хуайжана. Реальность обучение Хуайжана у Хуэйнэна вызывает сомнения Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница (см. вводную статью)

[199] Вэньчжоу — область (затем — уезд), учрежденная в династию Тан. В эпоху Суй принадлежала другой области Юнцзя. К XIV в. переименована в округ Вэньчжоу. В настоящий момент — это уезд Юнцзя в провинции Чжэцзян.

[200] Самадхи (кит. «чжи», дословно «останавливать») — одно из общих обозначений техники созерцания. Випассана (кит. «гуань», досл. «взирание) — высшая стадия медитативной практики, в результате которой и достигается трансцендентная мудрость-праджня. На уровне випассаны человек освобождается от желаний, вызванных нашим физическим телом (рупа), от чувства эгоизма (нама), познает сущность скандх и наличия двух истин — истины мирской жизни (сансары) и высшей истины (нирваны)

[201] Сердце-основа (синь ди, досл. «сердце Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница-земля») — одно из важнейших понятий чань. Указывает на то, что «Твое сердце и есть Будда», и не следует искать Будду вне собственной души. Эта концепция получила особое развитие у наставника Мацзу. До него «сердце-основа» могло выступать в качестве синонима алаи-виджнаны (сознание-сокровищницы).

[202] Милосердный или гуманный (жэнь чжэ) — вежливое обращение к монаху. Как напоминание о безмерном милосердии Будды, спасающем все живые существа.

[203] Проверить или засвидетельствовать (чжэнмин) — по чаньской традиции после индивидуального достижения просветления считается необходимым, чтобы один из известных наставников засвидетельствовал реальность факта достижения просветления.

[204] Бхисмагарджитасавара Раджа (кит. Вэйинь ван) — первый Будда

[205] «Нерождение» (у шэн). Учение чань провозгласило Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница принцип «достижения просветления в нынешнем теле», т.е. без дополнительных перерождений.

[206] Этой фразы нет в Дунхуанском варианте сутры.

[207] Четыре категории людей (сы чжун): монахи, монахини, миряне женщины и мужчины. Под этим выражением подразумевается открытая суть проповеди истины Чань.

[208] «Потряс монашеским посохом» — на монашеском посохе (кхаккхара) обычно укреплялись кольца или колокольца, обычно издававшие звон. Благоверный монах пред тем как поставить посох на землю, должен сначала звуком отпугнуть всю живность, дабы никому не причинить вреда.

[209] Истинное око Дхармы Махакашьяпы — эзотерическая суть буддийского учения. Махакашьяпа — второй патриарх буддизма, который смог выразить суть учения Будды лишь легкой улыбкой на лице, без слов и Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница письмен, за что высоко ценился в Чань.

[210] Эпизод о встрече монаха Фанбяня с Бодхидхармой отсутствует в Дунхуанском тексте. Он был вставлен позже, дабы подтвердить «официальность» передачи рясы Шестого патриарха Хуэйнэну и указать на мистическую духовную связь патриархов.

[211] «Нива благодати» (фу тянь) или «поле счастья» — наставник, служащий примером для всех людей. Здесь Хуэйнэн произносит традиционную посвятительную формулу.

[212] Чаньский наставник Волунь — имя Волуня не встречается ни в каких других источниках. Вообще, данный пассаж имеет более позднее происхождение, чем основной текст сутры.

[213] Цзиннань — местность, располагавшаяся на территории современного уезда Данянсянь в провинции Хубэй, где сегодня и находится монастырь Юйцюаньсы.

[214] Понятие “цзун” в Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница лексиконе Хуэйнэна имеет несколько значений: “школа”, “учение”, “суть учения”, и в своих проповедях он часто использует эту многозначность термина.

[215] “Мудрость вне учителя” (уши чжи чжи) — чаньское выражение, обозначающее уникальную способность какого-либо человека достичь просветления даже без наставлений учителя, что случается крайне редко.

[216] Передать “одежды учения” или “буддийскую рясу” (и фа) означает передать титул Патриарха школы. Весь отрывок, в котором Шэньсюй признает свою вторичность по отношению к “истинному” патриарху Хуэйнэну, безусловно написан представителями школы Хуэйнэна. В реальности же Шэньсюй, равно как и его последователи всегда считали, что истинная традиция заключена лишь в их школе.

[217] Вероятно, речь идет о Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница том периоде, когда Шэньсюй был назачн наставником императора в Лояне и не мог покидать свой пост.

[218] Здесь Хуэйнэн использует термин «бин» — дословно «болезнь», «недостаток». Синонимом этого термина является “чань бин” — “чаньская болезнь”, что означает неправильные методы медитации, заблуждения, которые ведут в конце концов к утрате истинного пути.

[219] Девять лет считаются священным сроком в чань-буддизме из-за того, что Бодхидхарма сидел в медитации лицом к стене именно девять лет. Вместе с этим иероглиф «цзю» («девять») звучит также как и иероглиф «долгий», что означает, «я очень долго учился».

[220] Дисцилинарные правила (сила), созерцание (самадхи) и мудрость (праждня) — три основных составляющих части Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница чань-буддийской практики.

[221] Алмазная крепость (санскр. Ваджра, кит. цзинган) — дословно «алмаз», символ крепости и вечности буддийского учения.

[222] Возможен другой перевод: «лишь тот, кто не придерживается лишь одной дхармы, способен утвердиться в мириадах дхарм».

[223] «Духовное проникновение» (шэнь тун) здесь является синонимом санскритского понятия «сиддхи» — духовной энергии.

[224] Беседа о том, что такое «опираться» и «не опираться» (ли — бу ли) восходит к первому завету Бодхидхармы: «не опираться на письмена» (бу ли цзы). Последующие поколения чаньских учителей значительно расширили трактовку этого завета Первопатриарха, подразумевая не только собственно письменные знаки, но и любые слова, понятия и даже ключевые буддийские термины.

[225] «Проявления дхарм» (фасян) — внешние Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница формы, вещи и явления, которые не позволяют увидеть, что за ними стоит единая Дхарма. Выражение “свободно пребывают сами в себе” дословно переводится как “сами исходят и сами пребывают [здесь]» (цзы ю цзы цзай), что свидетельствует о полной спонтанности проявлений истинной природы человека.

[226] Эпизод с деньгами станет ясен, если вспомнить, что сам Хуэйнэн покинул дом и ушел в монахи после того, как бродячий монах дал ему денег, чтобы поддержать семью. Поэтому Хуэйнэн как бы возвращает деньги, когда-то полученные им, передавая их тому, кто также как и он, когда-то, покинет мир.

[227] Подвижничество (сингу), дословно “»рудные поступки», также может Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница означать аскетизм.

[228] Шраваки и пратьека-будды, под «внешним путем» здесь подразумеваются не-буддийские школы, в том числе даосы с их трактовкой «постоянства» как Дао.

[229] Вместе в учении Хуэйнэна это именуется четырьмя добродетелями (сы дэ)

[230] Это наставление содержится в «Паринирване-сутре», которая представляет собой последние наставления великого учителя перед его смертью.

[231] Т.е. Шэньхуэй был последователем Северного направления чань-буддизма, поскольку, как говориться в начале этой главы, в ту пору руководитель Северной школы Шэньсюй проповедовал в монастыре Юйцюаньсы, откуда и пришел Шэньхуэй. Речь идет именно о том Шэньхуэе, который принял после смерти Хуэйнэна руководство его школой и сделал все, для того, чтобы за Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница его учителем закрепилася титул Шестого патриарха Чань.

[232] «Основой» (бэнь) в чаньской доктрине обычно именуют сердце, а его «правителем» (чжу) — изначальные природные свойства человека или его «само-природу» (цзы син)

[233] Отрывок от слов «наставник сказал» до «воскликнул Хуэйнэн» отсутствует в Духнхуанском тексте рукописи.

[234] Здесь речь идет о самскрита-дхарме, т.е. о парных элементах взаимопорождающих друг друга и приводящих к двойственности в сознании.

[235] В наиболее раннем варианте сутры из Дунхуана этот отрывок помешен значительно раньше и следует непосредственно после диалога Хуэйнэна с Чжичанем, вероятно первоначально он был частью записей бесед Хуэйнэна с учениками.

[236] «Поселиться в соломенной хижине» (досл Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница. перевод «Покрыть голову соломой») означает вести отшельнический образ жизни, полный подвижничества. Под «последователи учения знающих и трактующих» подразумевается последователи буддийский школы, которые черпают свои знания лишь из письменных текстов и досужих рассуждений об этом, не опираясь на интуитивную мудрость и учение о Сердце. По сути, Хуэйнэн говорит, что Шэньхуэй недалеко ушел тот буддийских начетчиков.

[237] Этот параграф представляет собой явно более позднее привнесение в сутру и, по видимому, принадлежит последователям школы самого Шэньхуэя, чтобы смягчить достаточно жесткую характеристику, которую дал Шэньхуэю Шестой Патриарх, равно как и весь весьма нелицеприятный характер всего отрывка, посвященного Шэньхуэю (670-762), который в последствии действительно стал руководителем одной из Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница самых влиятельных и интересных школ чань-буддизма. «Лотосовый пруд» (Хэцзэ) — название монастыря, где проповедовал Шэньхуэй, откуда и пошло название его школы.

[238] Здесь Хуэйнэн говорит об относительности всяких названий, обращая внимание учеников на вынужденный характер каких-либо терминов. В чаньском учении слово должно моментально реализовываться в действие, в этом смысл призыва Хуэйнэна «говоря об этом (т.е. произнося “Сердце», «само-природа»), надо тотчас прозреть». Примечательно, что заключительный отрывок этой части смутно отражает какой-то конфликт внутри школы Хуэйнэна.

[239] Колесница Единого (и чэн) - буддизм Махаяны.

[240] Досл. «лесах, что расположены у подножия гор»..

[241] Речь идет о критика шраваков и пратьека-будд.

[242] Цитата Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница из «Дао дэ цзина»

[243] Вималакирти — святой индийского буддийского пантеона, его культ широко распространился сначала в Китае, а затем и в Японии (яп. Юима кодзи).

[244] Одеяние Моно — дорогое ритуальное буддийское одеяние, изготавливающееся в Корее, откуда и получило свое название.

[245] Завет (кит. фучжу) — дословно «поручать», «вверять», в буддизме так обозначалось последнее наставление, которое Патриарх давал ученикам перед своим уходом

[246] Хуэйнэн считается основоположником традиции «местных наставников» или «наставников одной местности» (и фан ши). По сути, это закрепляло конкретного носителя чаньского учения за отдельным регионом, в то время как до этого многие чаньские учителя просто бродили по Китаю и из-за этого Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница часто не могли создать стабильную школу.

[247] «Появление» (чу) — также «проявление», «исчезновение» (мэй) — также «отсутствие».

[248] Скандха (кит. инь или юнь) — дословно «куча», совокупность психических и материальных свойств человека. Аятна (кит. цзе, досл «мир») — сфера пребывания. Дхату (кит. жу, досл. «проникновение») — «корень», элементы или классы элементов. В палийских текстах имеет несколько значений. Чаще всего обозначает четыре базовых элемента: земля, вода, огонь, ветер. В тексте Престольной сутры употребляются для обозначения 18 классов элементов (см. ниже).

[249] Пять скандх (кит. у юнь) — досл. «пять куч» или «пять скоплений», является одной из ключевых концепций буддизма как Хинаяны, так и Махаяны, и в этом пассаже Хуэйнэн проповедует Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница как вполне консервативный представитель старых до-чаньских школ. Пять скандх подразделяются на две группы явлений, первая относиться к материальному миру, вторая к психическому миру или «сердцу» (санскр. нама, кит. синь). Первая скандха (санскр. рупа; кит. сэ) собственно и представляющая собой всю совокупность материального мира, включает в себя землю, воду, огонь, ветер, которые формируют человека, а также весь материальный мир. Вторая скандха — «ощущение» (санск. Ведана, кит. шоу) представляет собой способность ощущать приятное, неприятное и нейтральной для человека, причем именно «ощущение» и считается основным началом, что загрязняет сознание, поскольку создает желание вновь воспроизвести это ощущение и тем самым формирует привязанность к миру. Третья Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница скандха — «образы» (санск. самджня, кит. сян). Или «способность к созданию образов» обуславливает человека рождать различные представления и чувства. Четвертая — «действование» или «деяние» (санск. самскара, кит. син) представляет собой всякую деятельность, ведущую к изменению кармы, психических свойств человека и материальных предметов. Наконец, пятая скандха — «сознание» (санск. виджнана, кит. ши) соединяет воедино способность к формированию представлений и деяния, сберегает опыт и дает оценку поступкам и мыслям.

[250] Использование (юн), также «функция». Большинство комментаторов [в частности, 22, 189] рассматривают это понятие в контексте бинарной оппозиции «основа-функция» (ти-юн) При этом «основой» считается изначальная природа человека, которая проявляется или «обретает свою функцию» через Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница некие внешние проявления. Из контекста всей фразы видно, что все поступки человека, зло или добро, которое он несет, прежде всего зависят от чистоты или наоборот загрязненности его «основы» — изначальной природы.

[251] Рупа (кит. сэ) - форма, материальный объект, нечто, имеющее внешние феноменологические проявления. В буддизме Махаяны рассматривается как первая из пяти скандх, соотносящаяся с материальным миром, в то время как четыре остальные соотносились с миром психического (кит. синь — сердце, душа). Поскольку материальное начало ограничивает человека и замутняяет его сознание, то все, что относится к «рупа», т.е. материальные объекты по учению буддизма располагаются в мире Низших небес. Форме-материи логически Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница противостоит «арупа» (кит. у сэ), т.е. вне-материальное или пустота (санскр. шуньята, кит. кун), где и должно пребывать чистое сознание человека.

[252] Асрава (также «анасрава»), кит. «лоу» — отравляющее влияния внешнего мира, проникающее в человека через его органы чувств и замутняющее изначально чистую природу человека.

[253] Речь идет о последователях ряда буддийских направлений, объявивших о том, что все есть абсолютная пустота (саскр. шуньята, кит. кун) В сутре критикуется не сама концепция Пустоты как глобального истока бытия, но слепая приверженность этой идее, заставляющая отбрасывать все иные морально-этические уложения и духовные представления.

[254] «Не следует использовать письмена» (бу юн вэньцзы) — парафраз одной из Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница ключевых концепций, приписываемых Бодхидхарме: «не опираться на письмена» (бу ли вэньцзы) (см. ниже).. Здесь критикуется внутреннее направление чаньских последователей, которые буквально поняли этот завет Бодхидхармы, отрицая всякие тексты вообще и ценя лишь безграмотность едва ли не как проявление святости.

[255] Место для проповедей досл. «площадка для проповеди Пути» (даоян), аналог и перевод санскритского понятия «бодхиманда» («место для просветления») — обычно так именуются буддийские храмы, хотя речь может идти и просто о небольших площадках перед кумирнями, где бродячие монахи читали проповеди.

[256] Речь идет о базовой буддийской концепции причинности и взаимосвязи всего со всем, всех дхарм этого мира. Существуют «базовые причины» или «предшествующие условия Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница» (кит. ин, санскр. хету), изначально существующие в этом мире, и причины, порождаемые определенными феноменами (кит. сян, санск. пратьяя). Предшествующие условия обозначают непосредственную причину и прежде всего мотивы поведения человека, которые ведут к накоплению его кармы, в то время как все остальные причины происходящего в мире, т.е. пратьяя, в свою очередь оказываются порождены именно первичными условиями. Таким образом два типа причин соотносятся друг с другом как причина и следствие.

[257] Младший учитель или малый учитель (сяо ши) — последователь, целиком получивший наставления в десяти заповедях. Также так обычно именовались ученики первого поколения в школе.

[258] Т.е. «ни одна вещь в мире Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница не является реальной воистину»

[259] Обычно комментаторы считают, что речь идет о камне и дереве, когда говорится о состоянии «вне чувств и вне движения».

[260] Сутра осуждает упрощенный взгляд на Чань как на «пребывание вне движения» или «в недвижимости» (бу дун) и «пребывание вне чувств» или «будучи незахваченным чувствами» (у цин). Эти односторонние взгляды, сводящие Чань к постой сидячей медитации и «устранению желаний» активно распространялись противниками Чань в VIII в. и даже стали популярными среди ряда буддийских школ, считавших себя истинными носителями Чань. Дословно фраза переводится так: «Вне движения — это вне движения; вне чувств — это вне семян Будды»

[261] «Драгоценность дхармы» — санскр. дхармаратха Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница. Обычно обозначает суть учения конкретного наставника или собрание его ключевых наставлений.

[262] Обычно чаньские комментаторы считают, что последние две фразы являются более поздней вставкой, а патриарх Хуэйнэн не мог говорить столь нескромные слова [22, 202]

[263] «На одном цветке раскрываются пять листьев» — одна из самых известных и многозначных фраз чань-буддизма. В данном случае имеется в виду, что после Бодхидхармы («один цветок») учение передавалось последовательно еще пяти патриархам Чань («пять листьев»), таким образом прямая передача патры и рясы заканчивается на Шестом патриархе, которым и стал Хуэйнэн. Институт патриархов как абсолютных воплощений учения Чань становится не нужным, поскольку большинство последователей «обладают мощными Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница и плодоносными корнями». Таким образом кладется конец и догматическим спорам между чаньскими школами о лидерстве. Друга трактовка той же фразы считает, что речь идет о пяти основных школах Чань — «пяти листьях» (у е), выросших из проповеди Дамо.

[264] Чистая земля (кит. цзинь ту) — буддийский рай, место пребывания великих патриархов.

[265] «Взирание в покое» (гуань цзин) и «опустошение сердца» (кун синь) являются двумя основополагающими техниками буддийской медитации. Хуэйнэн в своей проповеди переносит упор с чистой (т.н. беспредметной медитации) на естественное следование событиям и достижение изначальной чистоты сердца, в чем ощущается даосское влияние.

[266] Голова Хуэйнэна действительно была отсечена и выкрадена ночью 3-го Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница дня восьмой луны 722 г.

[267] Здесь — игра слов. Выражение «ян цинь» означает как «поддерживать родителей», так и «поклоняться родному».

[268] Это — одна из самых темных фраз предсказания. Традиционный комментарий не очень убедителен, гововоря, что человек, выкравший голову Хуэйнэна, был обуреваем плотскими страстями, которые традиционно по-китайски связывались с желудком или ртом. [22, 207].

[269] Вероятно, речь идет о двух местных чиновниках, оказавших немало услуг по сохранению учения Хуэйнэна. Лю Утянь стал наместником (цэши) области Шаочжоу, а Ян Кань — начальником или главой управы (лин) Цюйцзяна. Именно они вели расследование по делу о выкраденной голове Хуэйнэна. Существует и иная трактовка первой части фразы : «когда придут великие трудности». Некий человек Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница из уезда Лянсянь по имени Чжан Цзинмань в Хунчжоу в монастыре Кайюаньсы, пожертвовав две тысячи монет, получил «великое сострадание», т.е. благодать Будды, но затем не стал продолжать следовать всем буддийским заветам и в его жизни начались несчастья. Поэтому фраза может быть переведена так: «Когда [Чжан Цзин]мань столкнется с трудностями…».

[270] Дословно речь идет о самгхораме (кит. сэнцзяланьмо) — так называлось любое место, где селились монахи

[271] Семь последних Будд. Випассин спас 348 тыс. человек, Сикхин — 250 тыс. человек, Виссабху — 130 тысяч, Какусудха — 40 тыс., Конагамана — 30 тыс., Кашьяпа — 20 тыс. человек, Гаутама спас и продолжает спасать бесчисленное множество людей.

[272] Здесь изложена каноническая линия передачи, которая сформировалась Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница к XI в. и была изложена в трудах Сунского монаха ...суна . Как видно из абзаца, все патриархи делятся на три категории. К первой принадлежат бодисаттвы (Кумараджива и Нагарджуна), обозначаемые по-китайски «да ши» — Великий воин; вторая — арья (кит. цзунь чжэ). Все китайские наставники именуются «да ши» — великий учитель.

[273] Монастырь Гоэньсы (Милосердия государства) — ныне называемый Луншаньсы (Драконьих врат), расположен в уезде в горах Луншань в уезде Синьсин в провинции Гуаньси. Во времена Хуэйнэна эта область называлась Синьчжоу. Именно туда просит Хуэйнэн своих учеников перевести его перед смертью.

[274] Чистая природа (цзин син) — речь идет об изначальной природе человека, данной ему при рождении Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница и по сути ничем не отличной от той, что обладал Будда при своем рождении.

[275] Третья стража (т.е. полночь) является священным моментом в чань-буддизме, не случайно Хуэйнэн получает от Хуайжэня рясу и патру Шестого патриарха ровно в полночь, и именно тогда же он и уходит из мира.

[276] По буддийской традиции тело патриарха является одной из святынь. Оно было помещено в легкий склеп — раку или двустворчатый ковчег (кань), изготовленный в виде небольшой пагоды. В такие раки помещались обычно священные статуи Будды. Затем склеп с телом Хуэйнэна был помещен в большую пагоду.

[277] В монастыре в Цаоси до сих пор находится Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница тело Хуэйнэна, а также патра и ряса.

[278] Император династии Тан.

[279] Линтао — хранитель ступы с останками Хуэйнэна. Как Линтао он фигурирует также в «Сун гаосэн чжуань» («Биографии выдающихся монахов, составленный в эпоху Сун») [34, 755б] и в «Цзиньдэ чуаньдэнлу» («Записи о передачи светильника драгоценной благодати») [47, 236в]. В ряд других произведений имя хранителя пагоды записывается как Синтао.

[280] Именно этих двух чиновников упоминает Хуэйнэн в своем последнем пророчестве: «Когда придут трудности, Ян и Лю станут чиновниками»

[281] Примечательна сама дата, когда преступник пытался обезглавить Хуэйнэна — 3 августа 722 г., т.е. ровно через девять лет после того как была поставлена ступа (713 г.), а поскольку Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница девять лет является священным сроком в чань-буддизме (именно столько Первый патриарх просидел в медитации перед стеной), то это явным образом указывает на мифологическую, а возможно и мистическую подоплеку этой странной истории.

[282] Эта история практически дословно повторена в «Чуаньдэн лу» [47. 236с-237а].

[283] «Величайшее зерцало» по-китайски также обозначает «величайший провидец».


documentaktolhp.html
documentaktosrx.html
documentaktpacf.html
documentaktphmn.html
documentaktpowv.html
Документ Глава 9. Высочайшее покровительство Дхарме. 4 страница