Специальная часть

Раздел XIV. Российская Федерация и мировое содружество: сотрудничество в сфере таможенного дела

Глава 37. Общие положения

Основы сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в различных сферах и отраслях, в том числе в сфере таможенного дела, заложены в Конституции РФ.

Преамбула Конституции РФ, в частности, говорит о возрождении суверенной государственности России и утверждении незыблемости ее демократической основы; об осознании себячастью мирового сообщества.

Статья 74 – о том, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если Специальная часть это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Не менее важны в анализируемом плане ст. 2, ч. 4 ст. 15, 17, 27, 45, 62, 63, 71, п. "о" ч. 1 ст. 72 и др., а также нормы, закрепляющие функции, компетенцию органов исполнительной и судебной власти.

Развивает перечисленные нормы ТК. В его преамбуле, например, говорится о защите экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации; об активации связей российской экономики с мировым хозяйством.

Статья 2 ТК подчеркивает, что РФ стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела, которое развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Следующий значимый момент – ст. 4 ТК Специальная часть "Таможенное дело и международная экономическая интеграция": "В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права".

Отметим еще одну весьма важную для рассматриваемой темы правовую норму, содержащуюся в ст. 6 ТК "Действие международных договоров при осуществлении таможенного дела". В соответствии со ст. 15 Конституции РФ в ней установлен принцип, имеющий большое значение для понимания характера и сферы действия таможенного законодательства России: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК, то применяются правила международного договора. Пока, однако Специальная часть, российское таможенное право сделало только первые шаги на пути восприятия и применения мирового таможенно-правового опыта.

В то же время эти и другие фундаментальные положения в ТК подчас только декларируются, а ст. 4 в известной мере оказывается изолированной от других родственных норм ТК.

Так, при характеристике функций таможенных органов РФ в ст. 10 ТК, которая посвящена основным функциям таможенных органов и насчитывает 20 функций, не нашлось места (пункта) сотрудничеству РФ с иностранными государствами в сфере таможенного дела с хотя бы обобщенным перечислением его основных форм: международные договоры; соглашения, двусторонние акты; сфера сотрудничества; перемещение товаров и транспортных средств; таможенные режимы; таможенные платежи Специальная часть; таможенные оформление и контроль и т. д.



Таким образом, международные аспекты развития российского таможенного дела и таможенного права призваны получить полномасштабное юридическое закрепление в измененном и существенно дополненном Таможенном кодексе РФ, а также в других федеральных законах и иных нормативно-правовым актах в сфере таможенного дела, соответствующих новым условиям и требованиям.


documentaktafmf.html
documentaktamwn.html
documentaktaugv.html
documentaktbbrd.html
documentaktbjbl.html
Документ Специальная часть